Как вышивать гладью? 5 полезных советов

Основные мотивы творчества и техники

Наиболее частые мотивы, к которым обращаются мастера всех направлений творчества, являются пейзажи, дети, животные, натюрморты.

Выбор техники, в которой будет изготавливаться вышивка, осуществляется мастерицей до выбора самого рисунка. Это происходит оттого, что современные магазины предлагают сразу готовые наборы для рукоделия. Например, наборы для вышивания крестом «природа и пейзажи» очень популярны и удивительно прекрасны, но они не позволяют понравившийся рисунок выполнить в другой технике.

Можно пробовать подменять техники, но это не всегда удается сделать без потери качества изображения. Гладь и барджелло применят длинные прямые стежки, однако стежки и цвета в них сочетаются совершенно по-разному, отчего схему для барджелло можно изменить на гладь только с изменением контуров и линий схемы. Схемы вышивки пейзажей для вышивки крестом можно превратить в схему для вышивки бисером, однако размер клеточки под крест должен соответствовать размеру бисера.

Швы для вышивания гладью

Независимо от того, будет выполняться вышивка мулине, шерстяными или шелковыми нитками, нужно разобраться в тонкостях выполнения самых популярных вариантов. После этого уже можно будет приступать к перенесению на ткань простых схем и к созданию настоящих шедевров.

Шов “вперед иголкой»

Это один из самых простых приемов в вышивании. Основные стежки в итоге с двух сторон смотрятся одинаково. Чаще всего с их помощью выполняются прямые контуры. Например, этот метод используется при использовании растительных узоров гладью на одежде.

С помощью этого шва оформляются контуры рисунка, двигая иголку справа на лево, но исключительно вперед, выполняя сразу по нескольку стежков.

Шов “назад иголкой”

Начинают вышивать по следующей технологии:

  1. Иголка выводится на лицевую часть.
  2. Выполняется второй прокол немного правее, чем находится первый. Это расстояние должно быть равным длине стежка.
  3. После получения первого лицевого штриха иголка выводится на изнанку.
  4. Нить протягивается немного левее первого прокола на точно таком же расстоянии на лицо.
  5. Теперь игру начинают вести слева направо и делаю прокол в месте, где заканчивался предыдущий стежок.
  6. Вновь переводят нить на изнанку и переносят ее на лицо немного левее, чем расположен второй штришок.

Шов «стебельчатый»

Стебельчатым швом создаются картинки на хлопчатобумажной ткани и льне. Стежки в этом случае плотно укладываются друг с другом. Вышивают стебельчатым швом, как правило, небольшие элементы.

Это довольно простой способ вышивки, подразумевающий выполнение стежков с правой стороны в левую.

Шов «тамбурный»

Тамбурными швами вышивают на различных видах ткани. Их могут использовать при создании букв, прямых линий и различных узоров. Рекомендуется при этом использование льняных, хлопчатобумажных или шелковых нитей.

При выполнении швов движения рекомендуется производить по направлению сверху вниз. Иглу выводят на лицевую сторону, формируют петлю и возвращают в изначальную точку. Затягивать эту петельку сильно не нужно. Таким образом получается вывести одну петлю в другую.

Шов «козлик»

Декоративные швы козликом нередко используются при выполнении работ. Делаются они путем перекрещивания длинных стежков. Вышивать начинают снизу. Изначально ткань прокалывают слева, набирая на иголку три нитки. Затем иглу протаскивают на себя, откинув назад нить и делают прокол по диагонали. Чаще всего этот шов применяется при оформлении краев картины.

Также выполняется с помощью перекрещенных длинных стежков. Правда, в этом случае они делаются более частыми.

Шов «французский узелок»

Швы в этой технике применяются для создания ярких акцентов или, например, чтобы оформить по центру цветок. Стоит самостоятельно попробовать вышить его даже начинающим рукодельницам. Изначально нить выводится на лицевую часть и дважды обводится вокруг иголки. Затем, придерживая намотанную ранее нитку следует ввести иголку максимально близко к тому месту, где та выводилась.

Техника выполнения стежков в вышивке гладью

Стежок «вперед иголку»

Стежок, с которого необходимо начинать свое знакомство с вышивкой гладью называется «вперед иголку». Нить закрепляем на контуре и создаем стежок размером 2-3 мм. Отступаем 2мм и снова повторяем стежок. Таким образом, выполняем контур.

Затем, с помощью штрихового стежка, гладью заполняется все пространство. Он выполняется следующим образом. Делаем стежок длиной не более 7мм, а затем повторяем его в обратном направлении, отступив немного от края стежка. Техника заполнения гладью может быть разная. Можно укладывать стежки на наши, к примеру, цветы или буквы, вертикально, горизонтально и даже в косом направлении. Последний вариант укладки смотрится в готовой работе гладью наиболее интересно.

Техника данной вышивки гладью подразумевает использование еще некоторых стежков.

Техника выполнения прямых стежков

Прямой стежок – самый простой и в то же время древнейший из всех существующих в работе гладью. Может также выполняться в любую сторону. Его можно использовать для обозначения контура, для заполнения внутренней части и как сам по себе. Чтобы его выполнить, обозначим себе условно на ткани две точки. В первую выведем снизу вверх иглу с уже закрепленной ниткой, а затем введем ее во вторую воображаемую точку. Это и будет готовый стежок

Самое важное в вышивке гладью, научиться делать эти стежки одинаковой длины, а также следить за тем, чтобы нить сильно не натягивалась, тогда вышитые гладью рисунки будут смотреться просто идеально

Стебельчатый шов

Следующий шов в вышивке гладью, о котором необходимо упомянуть – стебельчатый. Чаще всего эта техника швов используется для вышивания стебельков у растений или веточек. Отсюда, видимо, и пошло название. Он состоит из стежков плотно прижатых друг к другу и формирующих линию. Линия может быть как прямая так и неправильной формы. Каждый стежок в этом шве начинается с середины предыдущего. Рабочую нить стараемся держать постоянно с одного направления, чтобы структура шва не нарушилась. Направление, как и у вышеупомянутых швов, может быть совершенно любое. По окончанию вышивки идеальный стебельчатый шов должен иметь вид шнурка. Место начала и конца каждого стежка должно быть практически незаметно. С изнаночной стороны работы гладью этот шов имеет вид строчного.

Строчной шов

Строчный шов названием уже заявляет о своем виде. Он имеет вид машинной строчки и является, конечно, в вышивке гладью, контурным швом. С его помощью легко создавать идеально ровные линии. Стежки данного шва абсолютно равны между собой и как бы выходят друг из друга. Нить должна располагаться свободно и не тянуть ткань.

Тамбурный шов

Еще один шов – тамбурный. Он имеет разные названия – цепочка, колосок, бабочка и другие. Но основу всех его вариантов составляет одна и та же техника. Для выполнения этого стежка иголку с закрепленной нитью выводим на лицо. Придерживаем нить другой рукой и вводим иглу в то же отверстие, откуда она выходила. Формируется петелька, которую необходимо закрепить у ее вершины коротеньким стежком. Можно создать цепочку из таких петелек. Тогда закреплять ее не надо, а просто выводим иглу снизу вверх у вершины петли и повторяем все тоже самое.

Шов «шнурок»

Одним из довольно интересных швов в вышивке гладью, является «шнурок». Техника вышивания этого шва включает в себя два этапа. Первый – это выполнение шва «вперед иголку» с соблюдением промежутков между соседними стежками не больше, чем половина длины каждого. А второй – это проведение через выполненные стежки рабочей нити. Иглу проводим под каждым стежком всегда с одного и того же направления — сверху вниз или наоборот. Ткань при этом не прокалываем.

Материалы и инструменты для работы

От качества материалов и скрупулезности их подбора напрямую зависит конечный результат.

В специализированных магазинах для рукоделия продаются уже готовые наборы, содержащие все необходимое. Однако, иногда дешевле и проще подобрать инструменты конкретно под себя.

Для работы вам могут понадобиться:

  • Тканная основа — должна быть не эластичной и максимально плотной; лучше всего подойдут натуральные полотна по типу хлопка, льна или джинса;
  • Нити мулине или ленты из атласа;
  • Пяльцы по размеру будущей работы (материал подбирается исходя из предпочтений и плотности ткани — пластмасса, металл, дерево);
  • Иглы тонкие или стандартные — от величины будет зависеть, останутся ли на основе следы от проколов;
  • Копировальная бумага для переноса изображения;
  • Наперстки.

Этот список может несущественно варьироваться в зависимости от того, что именно вы планируете создать — брошку, картину или украсить одну из деталей гардероба.

Орнаментальная вышивка

Орнамент – это узор, основанный на ритмическом повторе элементов. Может быть геометрическим, растительным, животным и даже схематически изображать человека. Видами орнаментальной глади является владимирское шитье и белая гладь.

Владимирский шов или верхошов

  1. Скопировать схему орнамента на кальку;
  2. При помощи копирки перевести орнамент на ткань;

  1. Ткань распялить;
  2. Техника выполнения: владимирский шов или верхошов – это крупные по лицу стежки, которые захватывают на изнанке лишь несколько нитей полотна, т. е. получается яркий и крупный узор на лицевой стороне вышивки и пунктир по контуру рисунка на изнаночной;

  1. Расстояние между стежками увеличивается от центра к краю. При вышивке цветов стежки идут от края к центру, листья стебли и ветки вышиваются наклонными стежками;
  2. Крупные круглые детали выполняются гладью «восьмерка» (схема рис. г);
  3. Середину цветка оформить контрастной сеткой.

Монограммы

Белой гладью выполняют не только растительные орнаменты, но и буквы или монограммы с виньетками и коронами, наследие викторианской эпохи.

Схемы букв:

Скопировать рисунок на кальку, затем перевести на ткань. Ткань натянуть на пяльцах. Обшить контуры буквы швом «вперед иголку».

Более толстыми нитками выполнить настил, чтобы сделать вышивку более выпуклой. Начать вышивать букву гладью, прокладывая стежки в противоположном настилу направлении.

Перенос схемы рисунка на ткань

Качество вышивки гладью зависит от того, насколько точно рисунок перенесен на ткань. Это касается контуров и направления стежков. Например, лист дерева можно вышить стежками, уложенными в одном направлении – это самый простой вариант. Можно расположить гладьевые швы в разных направлениях, что смотрится гораздо интереснее. При переносе рисунка делаются штрихи карандашом, как будут ложиться стежки.

Перевести основной узор на ткань можно несколькими способами:

  • С помощью термобумаги с рисунком.
  • Растворителем после распечатки узора на принтере. Бумага с рисунком прикрепляется к ткани, пропитывается смоченным в растворителе тампоном.
  • С помощью копировальной бумаги, которая прокладывается между тканью и рисунком.
  • Рисунок, выполненный на бумаге маркером или карандашом прикладывается к ткани и отутюживается с паром. Здесь следует учесть, что не все карандаши и маркеры отстирываются.
  • С помощью мела. На бумаге контур рисунка прокалывается иголкой. Порошок из мела втирается через отверстия в ткань. Способ подходит для темной основы.

Вышивка гладью для начинающих пошагово, с нуля

Если опыта в вышивании совсем нет, стоит отдать предпочтение наиболее простой технике выполнения вышивки гладью. Чаще всего это небольшие рисунки, выполнение которых требует нанесения простых линий подряд без зазоров.


Вышивание — это не только красиво. Психологи часто рекомендуют рукоделие, как эфыективный метод борьбы с усталостью, раздражительностью и способ успокоения.

Лучше приобрести уже готовый набор для начинающих.

Что потребуется для вышивания гладью:

  1. Ткань. Ее выбирают на свое усмотрение: бязь, хлопок, мешковина, шелк, шифон, любая другая ткань. Однако новичкам лучше отдать предпочтение более лёгкой ткани, такой как бязь, или хлопок.
  2. Игла. Лучше приобрести набор игл. Сам размер зависит от выбранной нити, и ткани. Чем больше игла, тем больше дырок от прокалывания останется на ткани. Для хлопка, шерсти отлично подойдут нитки из размерного ряда от 4 до 8. Более плотные ткани — от 9 размера.
  3. Нитки (мулине, шелковые нитки, атласные). Их выбирают в зависимости от ткани и от узора. Чаще для глади выбирают «мулине». В магазинах представлен широкий ассортимент цветовой гаммы этих ниток. Зачастую, толщина нити зависит от толщины канвы. А вот шерстяные нитки лучше подойдут плотным тканям.
  4. Копирка. Для новичков, чьи навыки рисования равны 0, копирка — отличный вариант перенести рисунок на ткань.


Перенося рисунок на ткань, новичкам лучше сразу обозначить границы перехода цвета, а также направление линии стежка. Так работа получится ровней и аккуратнее.

Бразильское рукоделие

Для этого вида рукоделия используют разные стежки. Это помогает создать разнообразные узоры. В целом бразильская вышивка техника является одной из самых популярных. Здесь применяют смешение таких стилей:

  • рококо;
  • фриволите;
  • румынский брид.

Основные отличия этой техники вышивания от аналогичных достаточно значимы. В частности, к ним относятся такие:

Для сшивания делаются узелки вначале и в конце нити, хвостики следует оставить вне узелков.
Для этой вышивки можно использовать пяльцы, а можно обойтись без них

Важно во время выполнения работы контролировать узелки, расположенные на изнанке. Это нужно, чтобы не допустить их распутывание узелков или прошивания.
Для работы понадобится подходящая игла — длинная, с тупым концом и маленьким ушком.

Закрепление рабочей нити.

Закрепление нити при вышивке

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелки. Нитку закрепляют с лицевой стороны ткани в том месте, где будет расположена вышивка, чтобы потом перекрыть «хвостик».

а) При первом способе маленький кончик нити закрепляют вторым стежком перпендикулярно — я выбрала этот способ, но закрепила нить с изнаночной стороны, так как считаю, что стебельчатый тонкий шов может не закрыть кончик нити. Этот способ чаще применяют, если вышивают в одну, три, пять сложений нитей, когда нельзя сделать петлю на конце нити.

б) Вторым способом сделать легче и чище. Я в видео говорила, что нити никогда не используют, закрепляя их пополам. Один конец обязательно должен быть свободным и постепенно передвигаться. Это даст возможность при ошибке распороть шов на два-три стежка, и сделать снова. Но при этом нить нужно вдеть обоими свободными концами в иголку. Это применяется, когда вышивают четным сложением нитей. Например, если вам надо вышивать в два сложения, то вы берете одну нить и протаскиваете оба конца в иглу, если четыре, то две нити вместе складываете и протаскиваете уже четыре конца в иглу. Таким образом, у вас на конце получается петля, в которую вы продеваете нитку и она закрепляется без узелка.

В конце вышивки нить закрепляют незаметно с изнанки, как показано в ролике.

Какие ошибки чаще всего допускают новички?

Мария Осеева, мастер по вышивке и создательница авторских схем, рассказала нам, какие промахи чаще всего допускают начинающие:

  1. Неправильно натягивают канву. Из-за этого работа получается смещенной, для ее завершения может не остаться полотна. Чтобы избежать этого, определите центр полотнища, совместите с центром схемы, разметьте границы рисунка и начните вышивку с середины.
  2. Вышивают целой пасмой. Пасма — это мулине, состоящее из 6 отдельных нитей. Перед началом вышивки отделите одну или две нити от пасмы и работайте ими. В некоторых картинах можно использовать три нити — тогда крестик получается массивным, выпуклым, хорошо перекрывает канву.
  3. Закрепляют нити с помощью узелков. В будущем узелки развяжутся, и готовая работа начнет распускаться.

Основные рекомендации по вышивке крестиком для новичков вы найдете в видео:

Иглы для крестика

Наконечник затуплен специально – не заточенный конец не тревожит переплетение канвы и легко проходит через волокна, не расщепляя их. Широкое ушко позволяет без проблем вдеть нужное количество сложенной нити.

Гобеленовые иглы – идеальное решение для этого вида рукоделия.

Соответствие игла-канва

Если швейные иглы имеют цифровой ряд от единицы, то для гобеленовых игл номера начинаются с № 13. Заканчиваются № 26.

Чем выше цифра номера иглы – тем она тоньше и короче.

Длину иглы лучше определять в работе. Обычно все гобеленовые короче швейных примерно на 30%. В работе будет понятно, какая длина удобна для захвата пальцами при вытягивании ниточки через волокна канвы. Считается, что оптимальны для работы гобеленовые иглы №-№ 16-28.

Номер иглы – её диаметр сечения у самого ушка. Это сечение, согласно международным стандартам, всегда одинаково у всех производителей, а вот длина тела может различаться.

Для использования шерсти потребуются гобеленовые с внушительным ушком и гораздо длиннее обычных.

Правильно подобрать иглу поможет таблица, где указаны соответствия типа канвы – её плотности – количество вдетых ниток — № иголки.

Тип и плотность канвы Количество вдеваемых нитей № гобеленовой иглы
6 две 19
8 две-три 20-22
11 три 22-24
14 две 22-24-26
18 одна-две 26
20 одна-две 24-26
22 одна 26-28
Evenweave 25-28 две 26
Lugana 25-28 две 26

Понятно, что каунт основы (СТ) относится к Aida и Hardanger.

Основные стежки для контура и их заполнение

Прежде чем начать вышивать картину, необходимо освоить азы работы гладью. Так у каждой стежковой техники существуют свои особенности, характерные для выполнения конкретных элементов.

Швы «вперед иголку»

Обычно используется для контурного обозначения границ предполагаемого рисунка.

Стежки формируются одинаково как с изнанки, так и с лицевой стороны полотна, а расстояние межу ними примерно идентично.

Более усовершенствованная версия классического шва — «назад иголку». В этом случае линия получается непрерывно, а сам контур выглядит законченным и естественным.

Для его выполнения иглой прокалывают ткань и делают ход вперед, а затем возвращаются на 2 отрезка назад, к предыдущему неоформленному фрагменты линии, и алгоритм действий повторяют вновь.

Шов из стежков «в раскол»

Выполняет сразу две функции:

  • Прохождение прорисованного контура;
  • Заполнение пустого пространства небольших участков.

Чтобы выполнить стежок «в раскол» необходимо сделать один шаг вперед, а затем пол шага назад, и с изнаночной стороны на лицевую вывести иглу таким образом, чтобы стежок расщепился пополам.

Такой техникой получают плотную и непрерывную строчку.

Классическая гладь

Классически именно гладь считают оптимальным методом для заполнения пространства на тканном материале.

С ее помощью создают лепестки, листья, небольшие бутоны и другие элементы крупного рисунка.

Алгоритм работы с тоновой гладью прост:

  1. Карандашом или копиркой очерчиваются границы узора и его составляющих;
  2. Выбирается конкретная деталь;
  3. Иглой с нитью подходящего цвета делается прокол по направления от одного контура элемента к другому, относительно параллельному.

Затем процесс повторяется сначала. Стежки при этом формируются максимально близко, чтобы не было видно исходного пустого пространства.

Тоновая гладь

Является разновидностью обычной глади, но с несколькими явными отличиями:

  • Используется как технический прием создания красочности картинки, добавления градиента цветам;
  • Конечное изображение более реалистично, наблюдается 3D-эффект;
  • Стежки накладываются не от контура к контуру, а линейно.

Для тонового вышивания понадобится несколько нитей разных оттенков одного цветового диапазона.

Сначала мастер формирует горизонтальную полосу из стежков первого цвета, после чего вплотную к первому ряду делает второй, но уже тоном светлее или темнее.

Таким образом заполняется вся часть рисунка.

Французские узелки

Таким способом рукодельницы выделяют мелкие, но важные детали — сердцевину цветков, веснушки, глаза.

Для выполнения узелков иголку выводят на лицевую часть полотна, после чего совершают несколько оборотов прикрепленной к ней нити вокруг металлической оси.

Набранные петли придерживают, а саму иглу выводят наизнанку, затягивая узел.

Двусторонний настил

Вышивание в технике «настилом» отличается особой рельефностью и выпуклостью. Обычно оно создается в несколько этапов:

  1. Швом «вперед иголку» формируется контурная линия;
  2. Классической гладью от границы к границе заполняется участок;
  3. В направлении, противоположном заполнению в предыдущем шаге, участок заполняется повторно, как бы застилая пространство и захватывая контуры.

Для большей выпуклости настил можно делать не в два, а в три слоя.

Инструменты для вышивания

Для того, чтобы приступить к вышивке, необходимо подготовить следующие инструменты:

Самое важно, что нужно купить — это иголки. Их необходимо выбирать в зависимости от толщины ткани и ниток

Желательно применять короткие иголки с широким ушком, через него удобнее вдевать нитку. Или же можно воспользоваться специальным прибором для этого. Например, для тонкого хлопка желательно применять тонкие иголки № 1-3, для материалов средней плотности (ситец или тонкая шерсть) подойдет № 4-8, по толстым полотнам (драп, фетр) работают иглами № 9-12.

Важно! Иголка должна быть чуть больше ниток для вышивки. Процесс вышивание гладью


Процесс вышивание гладью

Использование наперстка необходимо, чтобы избежать неприятных уколов иглой. Его обычно носят на среднем пальце левой руки. В первые дни будет достаточно тяжело с ним работать, потому что будет казаться что он мешает

Важно чтобы изделие было по размеру пальца.
Обязательно нужно иметь в наличии большую металлическую линейку.
Чтобы резать полотно, лучше взять текстильный ролик. Он продается в магазинах тканей.

Вам это будет интересно Несколько узоров и схем вышивки в стиле рококо


Несколько схем для начинающих

Пяльцы применяются для натяжения материала (по такому полотну практичнее работать, а рисунок получается более плотный и крепкий). В продаже существуют пяльцы из разных материалов. Для новичков подойдут деревянные до 20 см в диаметре.

Дополнительная информация! Помимо инструментов нужно правильно выбрать ткань для работы. Об этом можно прочесть ниже в статье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ультрамодное вязание
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: