Изготовление деревянной мозаики, особенности техники маркетри

Необходимые инструменты и материалы

Чтобы работать в технике маркетри, не придется закупать множество материалов и инструментов, некоторые приспособления можно обнаружить в доме у каждого. Для облегчения работы стоит клеить шпон с самодельного пресса. Необходимы такие материалы:

  1. Канцелярский нож с дополнительным набором острых лезвий является специальным инструментом, который позволит самостоятельно создавать маркетри.
  2. Две древесно-стружечные плиты, размеры которых на 1-2 см больше, чем итоговая работа.
  3. Шпон для маркетри.
  4. Малярная лента.
  5. Канцелярские кнопки.
  6. Для переноса рисунка пригодится калька.
  7. Карандаш и копировальная бумага.
  8. Простой клей ПВА, можно приобрести строительный.
  9. Старые черно-белые газеты.
  10. Лист фанеры для резки шпона.
  11. Шеллак для закрепления результата.
  12. Малярные кисти разных размеров.

Чтобы маркетри получились правильно, стоит следовать таким рекомендациям:

Подробно изучить технику и технологию изготовления изделий.
Просмотреть различные эскизы,выбрать итоговый рисунок.
Зафиксировать кальку канцелярскими кнопками на поверхности, прорисовать на ней изображение.
Взять копирку, перенести рисунок на лист шпона.
Прорезать шпон, проведя по одной и той же линии несколько раз, при этому важно следить за точностью.
Подравнять получившийся рисунок карандашом при необходимости, сгладить изображение.
Важно оставлять небольшие зазоры между каждым фрагментом размером с кончик канцелярского ножа для того, чтобы удачно выровнять шпон под прессом. При воздействии пресса на поверхность кусочки выравниваются.
На основу наносится клей ПВА, оставляется на 30-40 минут и наносится повторно – таким образом материал будет приклеиваться гораздо лучше

Сами кусочки шпона промазывать клеем нельзя – он может свернуться в трубочку, становясь непригодным для работ.
Снизу и сверху изделия необходимо положить листы ДСП и отправить под пресс, где оно будет находиться в течение суток.
В конце можно покрыть деревянную мебель или картину лаком, это придаст большую прочность изделиям, а также создаст дополнительный блеск.

Обзор видов

Технология изготовления мозаики со временем стала настолько совершенной, что позволяла получить объемное изображение в технике 3D. Создать трехмерный узор всегда было непростым делом, но опытные мастера выполняют это с высочайшей виртуозностью. Сегодня самыми востребованными сюжетами считаются природные пейзажи, а также создание цветочных узоров. Большой популярностью пользуется и геометрический узор из различных фигур. Актуальными в наше время остаются мотивы из Библии, жанровые композиции, изображение птиц и зверей. Методика поджига, протравливания, а также гравировки широко применяется и по сей день. С помощью мозаики в стиле маркетри украшают дверные полотна, декоративные настенные панели, эксклюзивную мебель, различные по форме и назначению столы, шкафы, комоды. Русские мастера внесли свой огромный вклад в дело развития такого направления в искусстве, как маркетри. Многие мозаичные полотна на сегодняшний день признаны уникальными шедеврами.

Интарсия

Этот термин в технологию маркетри был привнесен итальянскими мастерами. Помимо шпона из натуральных древесных пород отделку поверхностей могли дополнить и иные материалы: кусочки кости, части перламутровых раковин, крупная чешуя рыб, полудрагоценные и даже драгоценные камни, металл, керамика. С помощью таких материалов удается создать объемное изображение, которое на современном языке называют технологией 3D. Все компоненты мозаики тщательно подбирают по форме, цветовым оттенкам, фактуре. Составные части узора врезают в текстуру материала-заготовки:

  • предварительно детали подбирают по цвету и фактуре, после чего из них по контурам рисунка вырезают составные части;
  • детали обрабатывают, шлифуют, подкрашивают – все зависит от цветовой гаммы исходника и задумки мастера;
  • на поверхности рабочей заготовки для каждой детали вырезают симметричное углубление, равное толщине детали мозаики;
  • в углубление вставляется и приклеивается наборная деталь изображения.

Облицовка

Такой подход заключается в наклеивании вырезанных заготовок рисунка на поверхность изделий. Нередко облицовка выполняется путем приклеивания деталей мозаики на лист фанеры, подготовленный по заданным размерам. По краям фанеры делают декоративную обкладку, внутри которой выполняют выкладку рисунка. Обкладка и сюжет рисунка выполняются таким образом, чтобы все составные части совпадали и образовывали единое целое полотно сюжета.

Чтобы инкрустировать какое-либо изделие или выполнить картину в технике маркетри, мастеру необходимо соблюдать некоторые правила:

  • текстура волокон древесного шпона должна располагаться так, как это задумано в исходном рисунке;
  • добиться объемности изображения можно с использованием разных пород древесины или если это невозможно, то кусочки мозаики придется подкрашивать тем или иным способом;
  • плавные переходы от одной детали к другой достигаются путем подтачивания уголков шпона, а также подъема или опускания определенных зон на изображении;
  • для создания наиболее аккуратного и реалистичного изображения необходимо использовать наиболее тонкие срезы древесины.

Техника выполнения маркетри очень разнообразна. С применением различных приемов можно добиться получения изображения по красоте и качеству сравнимого с настоящими произведениями искусства великих мастеров.

Нож-резец: как сделать самому

Основным приспособлением мастера является специальный стальной нож с плоским скошенным лезвием. Если не нашли готовый в продаже, его легко изготовить самостоятельно из медицинского скальпеля. Его часть нужно затупить на точиле по всей длине и приделать ручку. Или можно просто обернуть его нижнюю часть изолентой. Как вариант, можно усовершенствовать опасную бритву, притупив ее нижнюю часть, чтобы избежать порезов пальцев, и обернув изолентой или скотчем. Таких инструментов должно быть несколько: для мелких и крупных деталей. Из чего бы ни был изготовлен нож-резец, из основных параметров можно выделить следующие: толщина лезвия — от 1 до 1,5 мм, ширина — от 10 до 15 мм, длина — от 15 до 20 мм, угол скоса — 30-45 градусов.

Украшение стен мозаикой

Мозаика прекрасно вливается в общий интерьер дома, оживляет его своими красками.

Деревянная мозаика для стен своими руками — способ не только оригинальный и стильный, но и довольно практичный, так как при контакте с водой и паром материал не портится и не деформируется за счет специального покрытия. Благодаря этому деревянной мозаикой украшают и гостиные, и кухни, и даже сауны. Часто ее используют при оформлении помещений в ресторанах, кафе или офисах.

Для создания мозаики из дерева больше всего подходят береза, ясень, дуб, акация, клен, орех. Материал предварительно подвергают термической обработке, очищают от загрязнений и тщательно высушивают. Для интарсии подходит только массив древесины, который распиливают по определенным правилам.

При оформлении стен можно придерживаться выбранного геометрического рисунка, под него подбирать необходимые оттенки. Очень эффектно смотрятся композиции, похожие на шахматную доску или пчелиные соты. А можно в хаотичном порядке размещать по поверхности фрагменты, и это тоже будет смотреться, как интересное дизайнерское решение.

Главные преимущества инкрустации по дереву:

  • используются экологически чистые природные материалы;
  • подбираются исключительно крепкие виды деревьев, что гарантирует высокую прочность изделий;
  • возможность создавать разные элементы декора, ведь существует масса вариаций, где можно применить эту технологию.

Разумеется, вся описанная ниже технология пригодна не только для рукояток ножей, но и для любых деревянных предметов — от очечников и шкатулок до мебели.

Создание художественного произведения в виде инкрустированной рукоятки ножа (да, собственно, и любого другого) начинается с эскиза. Константин рисует их сам, так как благодаря художественному образованию хорошо владеет орнаментами в разных стилях, от древнерусского и готического до современных.

Круглые перламутровые детали

Круглые вставки («кнопки», «пробки») делаются чуть иначе — сверлением перламутра алмазным трубчатым сверлом. Его зажимают в патрон миниатюрного станка с рукотворной системой водяного охлаждения, а ракушку кладут на деревянную подставку и с небольшой подачей сверлят (18). Причем, пройдя перламутр насквозь, нажимают на рычаг подачи, отчего полученная «кнопка» продавливается дальше в трубку сверла откуда потом выталкивается (просто проволочкой). Отверстия в рукоятке делают сверлом при помощи бормашинки, частота вращения — примерно первые тысячи оборотов (19). В отверстия капают цианоакрилат, и изогнутым (чтобы видеть, что делаешь) пинцетом перламутровый кружочек кладут на место (20) и забивают заподлицо маленьким молоточком.

Чтобы быть в состоянии объяснить и облегчить чтение, вся информация, которая иллюстрирует, от выбора дерева до направления зерна, делит картон на три части. Инкрустация: искусство инкрустации. Информация от античности Время, обнаруженное Кальяри. Он заключается в вырезать и собрать небольшие кусочки древесины с различными формами и цветами Вырезать и форму в соответствии с шаблоном, чтобы быть воспроизведено, в сочетании, производит мозаику, декоративная или цифру причина Уровень качества может быть измерена с Различные факторы: изысканность дизайна, выбор древесных эссенций и деликатес в инкрустации.

Виды


В зависимости от техники монтажа, а также от размера планируемой инсталляции, можно выбрать отдельный вариант мозаики.

  1. Интарсия

Представляет собой изображения и узоры, созданные из деревянных пластин различных пород и цветов (в основном использует не больше 4 тонов). Подготовленные и отшлифованные пластины склеивают и затем с помощью клея прикрепляют к основе, где заранее сделано углубление. Чтобы изменить цвет древесины, иногда применяют специальные масла или кипячение.

  1. Инкрустация

При данном способе в основу из дерева врезают пластины из других материалов, например, слоновой кости. Притом пластины должны находиться на том же уровне, что и основа. В качестве вставок обычно используют дорогие материалы, благодаря чему готовая мозаика поражает своей роскошью.

  1. Маркетри

На основу, которая может быть выполнена из древесины, наклеивают тонкие деревянные пластины – шпон – различных цветов и видов. При создании картин учитывают и направление волокон.

  1. Блочная мозаика

Данная техника подразумевает склеивание брусков разного цвета или сечение, а затем – их разрезание поперёк. Так, получаются бруски с одинаковым узором, из которых потом создают мозаику. Их можно наклеить на основу либо вставить в подготовленное углубление.

Основные этапы работы

Для начала необходимо выбрать изображение, нарисовать эскиз. На эскизе делается штриховка, показывающая тона и полутона. При создании эскиза тщательно продумываются даже мельчайшие детали, чтобы сделать его более выразительным.

READ Как определяется плотность пород дерева?

На следующем этапе эскиз переносится на ватман. Размер рисунка увеличивается в соответствии с размерами декорируемого изделия. И здесь отмечаются светлые и темные участки и полутона. Сложность работы зависит от количества полутонов. Затем рисунок с ватмана переносят на кальку.

Далее для каждого участка подбирается шпон. При выборе шпона ориентируются на его тон и текстуру. Затем, используя переведенный на кальку рисунок, из шпона вырезаются детали при помощи ножа-резца. Вырезание производят с небольшим наклоном, чтобы в готовой работе не были заметны стыки деталей. В результате получают набор шпона. В зависимости от направления волокон древесины в соседних деталях эти наборы делятся на простые и фигурные. В простом наборе волокна деталей параллельны, а в фигурном при помощи волокон создается какой-нибудь геометрический рисунок.

После подготовки необходимых деталей их склеивают с лицевой стороны при помощи гуммированной ленты или малярного скотча. На этом этапе необходимо следить, чтобы детали не находили друг на друга, чтобы между ними не было просветов. Также недопустимы смещение текстуры шпона и его растрескивание.

Затем этот рисунок наклеивают при помощи ПВА на фанеру (либо другую поверхность, которую вы выбрали в качестве основы для своего творения). Проложив работу вощеной бумагой, помещают ее под пресс до полного высыхания.

Когда работа хорошо просохнет, ее освобождают от скотча и шлифуют наждачной шкуркой, добиваясь гладкости поверхности рисунка.

На заключительном этапе работу покрывают лаком в 3 и более слоев. Каждый слой лака необходимо хорошо просушить. После высыхания лакового слоя его шлифуют наждачной шкуркой. А после нанесения финишного слоя лака, дают ему хорошо просохнуть, а затем полируют.

В результате вы получаете стильную и красивую работу.

Используя технику маркетри можно декорировать как мебель, так и различные панно, картины, стеновые панели, двери и многое другое. Эта техника позволяет сделать любой предмет уникальным. Благодаря разнообразию цветовой гаммы, различным текстурам шпона, которые нам дарит Природа, декорируемые предметы будут эксклюзивными.

Этапы инкрустации по дереву металлом

Порядок выполнения инкрустации: на взятую доску циркулем или специальным разметчиком наносится орнамент или иной выбранный рисунок. После переноса изображения на предмет и разметки переходят к инкрустации. Вначале делаются прямые линии, между которыми необходимо поместить полоску иной древесины, и подбирают материал между щелями на глубину два или три мм.

Этим устройством с подготовленной доской одного цвета делают полосочку чуть длиннее, чем необходимо, потом, используя стамеску или ножик, отрезают до выбранной длины. Готовую полоску обрабатывают специальным клеем и вставляют в подготовленное гнездо. Чтобы сделать лепестки цветов или «пшеницу», пользуются круглым долотом. Дугу с обеих сторон обрезают, потом тонкой стамеской подбирают углубление.

Таким же образом делают вставку из цветного материала. Намазав элемент клеем, вставляют в подготовленное гнездо и пристукивают киянкой или молотком.

Чтобы вложить округлую вставку, подготавливают парные сверла выбранного диаметра для внешнего обреза, внутренней частью делают круг на предмете, внешним — вставочку из иной древесины. Подбирают обрезанный круг стамеской малых габаритов.

Если же необходимо выложить пару блочных кругов, то сначала вставляют на клею кружок огромного диаметра. Лучше в этих кругах смазывать лишь края, чтобы проще было вынимать определенное гнездо.

Потом прорезают и вытаскивают круги меньших радиусов. Эту манипуляцию делают столько раз, сколько будет вставлено кружков, в центральную часть складывают бисер. Прилегающие части смазывают специальным клеем и добивают молоточком. Когда клеящее вещество высохнет, выступы над поверхностью подчищают напильниками и специальной бумагой. После шлифования (маленькой наждачной бумагой) поверхность предмета покрывают лаком или полируют. Вот и разобрана тема выполнения мозаики на изделиях из древесины.

КАК РЕЗАТЬ УГЛЫ

Тот рез, который пересекает волокна под углом, всегда стараемся вести от вершины угла, чтобы резак по ходу как бы прижимал волокна друг к другу, а не тянул их за собой, разъединяя.

Далее к сделанной горизонтальной планке (2) сверху прирезаем следующую горизонтальную планку (1). Эта планка сверху примыкает к фону, в который мне нельзя зарезаться. Поэтому боковые резы детали ведём от фона вниз. И всегда рез стараемся вести от ответственного места, а не к нему.

Добавляем маленькие боковые планки (1 и 4).

Теперь делаем три планки, формирующие весь внутренний треугольник. Сначала горизонтальную, чтобы спокойно прорезать её верхнюю грань, а потом вертикальные. Внутренний треугольник готов.

Как прирезать внешний треугольник. Шпон (2) закрепляем снизу к нашей работе малярным скотчем и стараемся аккуратно прорезать верхний слой насквозь, чтобы на нижнем слое остался след от резака, по которому вы потом с помощью линейки спокойно дорежете треугольник.

Два остальных треугольника делаются также: сначала те поперечные планки, которые упираются в вертикальные, потом обрамляем вертикалями. Вот и все.

Металлические гвоздики в инкрустации

Маленькие, меньше трех миллиметров, металлические «гвоздики» делают так: отверстия опять же сверлят бормашинкой, на край тисков капают клей, в который обмакивают кончик проволоки, а затем проволоку вставляют в отверстие, вжимая в него давлением руки по оси. Излишек откусывают кусачками с двойным шарниром (21). Вставив несколько отрезков проволоки, забивают их до упора молоточком и срезают лишнее бокорезами.

Чтобы получить цепочку из соприкасающихся кружочков, проволочки сначала вставляют через одну, а после того как они вклеены и зашлифованы, сверлят отверстия в промежутках и вставляют остальные.

Более тонкие проволочки лучше брать из другого сплава — после окончательной отделки это обеспечит разницу в оттенках. Константин считает, что в одной работе следует применять минимум три оттенка металла, то есть три сплава, чтобы рисунок смотрелся гармонично.

Всеченный металл шлифуют (22).

Штрихи и узорыВ последнюю очередь на перламутр наносят штрихи и узоры, завершающие образ.

Сначала их рисуют просто карандашом, а затем прорезают шпицштихелем с заточкой в виде треугольника вершиной вниз (23). Угол заточки штихеля примерно 45 градусов, что обусловлено большой твердостью перламутра.

Приемы работы этим инструментом отличаются от гравировки бормашиной, которая проводит линии в любом направлении. Штихелем режут примерно по оси руки, а заготовку вместе с тисками поворачивают на столе так, чтобы рез шел в самом удобном для мастера направлении. При этом большой палец рабочей руки (к слову, мастер — левша) упирается в палец правой, что позволяет контролировать инструмент: он не может сорваться вперед и нанести неустранимую царапину.

Затачивают штихель на алмазном диске, вставленном в бормашинку, и затем правят на агате вручную.

Первыми прорезают более крупныелинии, образующие основной узор. Затем карандашом размечают тонкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В последнюю очередь ставят точки электроинструментом под названием матовка (он больше всего похож на крошечный отбойный молоток и наносит удары острием). Когда все линии и точки нанесены, закрашивают перламутр черным красителем на спиртовой основе, который проникает в поверхности срезов и впитывается в них. С плоскостей перламутра лишний краситель стирают твердой чертежной резинкой.

ЗАПРЕССОВКА И ОТДЕЛКА

Я делаю просто картинку в рамку, поэтому запрессовывать буду на тонкую фанерку (6 мм). При запрессовке на тонкую основу обязательно фанеруем обе стороны, чтобы картинку не повело! Прессую струбцинами на столярный клей ПВА. Далее шлифую наждачной бумагой от 120 до 600 грит лицевую сторону, оборотную — до 360 грит. Использую ручной плоский шлифок: на маленьких площадях нет смысла пользоваться шлифмашинкой и с ней есть риск сошлифовать шпон с углов и краев до основания.

Делаем покрытие маслом с обязательной промежуточной шлифовкой тонкой наждачкой между слоями отделки. Работа готова.

Напоследок хочу сказать вот что: друзья, развитие есть только там, где есть преодоление. Нет интереса в том, чтобы с самого начала понимать как и что делать. А вот взять что-то непонятное, думать, искать способы выполнения, находить верные решения – в этом и есть жизнь, рост. Желаю всем большого интереса в творчестве и гордости за себя: «А всё-таки я это сделал!»

Современная область применения

Наличие в интерьере отделки классической инкрустацией — удовольствие, как и в прежние времена, весьма дорогое. Современные материалы и методы обработки позволяют создавать новый дизайн вещей и помещений, не требующих ручного труда мастеров-инкрустаторов. Сегодня стало привычным оформление искусственным камнем, кристаллами, имитацией древесины, других природных и ультрамодных фактур.

Инкрустация приобрела новое значение, найдя неожиданное применение для маникюра и эстетической стоматологии. Искусственные кристаллы стали хитом в дизайне XXI века и украшают очень многие предметы от мелких аксессуаров до автомобилей и яхт. Но самое удивительное, что старинный вид искусства можно сделать даже виртуальным, как в игре online Revelation с инкрустацией камней разного достоинства (уровня), являющихся частью экипировки участников.

Историческая справка

Изучая историю появления маркетри, историки-искусствоведы обнаружили, что это направление зародилось несколько тысячелетий назад. Истоки древесной инкрустации были найдены на территории Древнего Востока, научными артефактами таких выводов послужили найденные предметы обихода, украшенные в технике маркетри. Кроме того, применение мозаичного искусства оставило свои следы на деталях древних статуэток, а также на развалинах архитектурных построек. При исследовании гробниц в местах захоронений египетских фараонов были найдены различные вещи и предметы обихода, украшением которых послужила инкрустация из тончайших пластинок среза красного дерева и черного кедра.

На месте раскопок Древней Греции и Рима археологи нашли множество изделий, которые были украшены в мозаичной технике деревянными и каменными материалами. Было обнаружено, что древнегреческие мастера уже в то время украшали мебель и декорировали интерьер помещений в стиле маркетри.

Доподлинно известно, что архитектура древней Италии периода IX-XIII веков имела традицию к мозаичным украшениям. В эпоху Возрождения итальянские мастера создавали инкрустацию предметов, используя для этого драгоценные сорта камня и мрамора. Церковная утварь тех времен была традиционно украшена драгоценными мозаичными узорами.

К концу XVI века техника маркетри уже приняла вид обособленного прикладного направления в искусстве. Поспособствовало этому изобретение первого станка, предназначенного для срезания с цельного куска древесины тончайших пластин шпона. Так искусство маркетри стало массово применяться для отделки мебельных изделий. Шпон получали из ценных пород деревьев, чаще всего в те времена это были розовое, красное и черное дерево – наиболее ценные сорта древесины. В эпоху Возрождения маркетри получает массовую популярность, вряд ли можно было найти человека, которому было бы незнакомо украшение интерьера или мебели в мозаичной технике. Ввиду большой распространенности изделия, украшенные такой мозаикой, стали более доступными в цене. Техника маркетри совершенствовалась и развивалась, благодаря чему до наших времен дошли отдельные шедевры мастеров того времени.

В конце XVII столетия французские мастера стали применять в работе по облицовке наборы из кусочков шпона, которые изготавливались по шаблону. Мозаичная техника быстро осваивалась по всей Европе и потеснила ранее известный метод декорирования, называемый интарсией. Пик развития техники маркетри пришелся на период XVIII века. Мастера создавали уникальные полотна, а в массовом производстве мебели использовались наборы мозаики, детали которой могли украшать не только плоские прямоугольные изделия, но и криволинейные изгибы инкрустируемых поверхностей.

В середине XVIII столетия технология деревянной инкрустации достигла и территории России. По указу Петра I в Англию и Голландию были отправлены лучшие столярных дел мастера для постижения науки инкрустации. Русская школа мастеров маркетри сформировалась уже в период царствования императрицы Екатерины Великой. Деревянная мозаика применялась для украшения мебели, стен, пола, потолков. Востребованными сюжетами того периода были мотивы сцен из Библии, геометрические орнаменты, пейзажи и природные композиции. Русские мастера, совершенствуясь в новом искусстве, разработали такие приемы, как поджиг древесины, протравливание и подкрашивание шпона для придания ему новых необычных оттенков. Подобные приемы дали возможность создавать картины с натуралистичными оттенками и самобытностью.

Основные инструменты для маркетри

Вся работа проводится на специальном столе с наклонной столешницей, покрытой жестким полистиролом. Если такого нет, нужно подготовить отдельную крышку с наклоном и использовать ее на обычном столе в качестве рабочей поверхности. Кроме ножа, понадобятся:

  • Брусок для затачивания. Нож рекомендуется затачивать непосредственно перед началом работы. Используют для этого специальный абразивный брусок, смоченный водой. Заточка – процесс деликатный. Не рекомендуется применять электрическое точило, так можно сжечь режущий край ножа.
  • Шлифовальная кожа. Ее используют для правки лезвия в процессе работы. Обычно небольшой кусочек наклеивают на деревянный брусок. Так нож аккуратнее режет шпон, не рвет края, срез получается идеально ровным, шпон практически не крошится, а полученные детали легче состыковать между собой.
  • Бумага копировальная.
  • Ватман.
  • Простой карандаш.
  • Гелевая ручка черного цвета.
  • Линейка.
  • Ластик.
  • Клей ПВА.
  • Нитролак.
  • Дрель со специальными насадками для шлифовки.
  • Наждачная бумага разной зернистости.
  • Кнопки.
  • Гуммированная лента.
  • Пресс.
  • Губки.
  • Кнопки.

Виды и особенности техники маркетри

Маркетри иногда называют искусством деревянной мозаики, но в этой технике, помимо древесины, могут использоваться для отделки небольших участков поверхности и другие материалы:

  • слоновая кость;
  • моржовый клык;
  • панцири черепах;
  • перламутр;
  • оловянные и латунные вставки;
  • солома.

Простейшая разновидность маркетри включает отделку поверхностей декоративными элементами из фанеры двух разных оттенков. Для изготовления шпона обычно используют древесину ценных сортов:

  • платана;
  • самшита;
  • черного и красного дерева.

Произведения искусства, изготовленные в технике маркетри, можно классифицировать по многим параметрам:

  • Типу шпона (натуральный или модифицированный, из дерева (ствола) или из корня, строганый или лущеный, тангентальный или радиальный).
  • Типу прессования (горячее, холодное, вакуумное),
  • Типу дополнительной обработки (поджог, затенение песком, гравировка тонких линий, подкрашивание отдельных деталей).
  • Толщине шпона (0,5-2 мм).
  • Типу защитного покрытия (обычные или специальные лаки, полиуретановые масла, воск).

На начальном этапе маркетри художник обычно делает эскиз (проект) будущего произведения искусства и подбирает необходимые инструменты. В наши дни мастера маркетристы в своей работе используют комплекты ножей со съемными лезвиями.

Об инкрустации

Инкрустация делает обычные вещи уникальными, превращает их в произведения искусства. В старину этот способ декорирования использовался для украшении храмов, оружия, мебели, музыкальных инструментов. В современном мире популярна инкрустация гаджетов: телефонов, смартфонов, ноутбуков, флешек, автомобилей.

В зависимости от материалов и техники исполнения различают несколько видов инкрустации:

  • Подготовка к ЕГЭ 2023: видеокурсы без воды
    В 15 раз дешевле репетитора

  • Бесплатные курсы по любому предмету ЕГЭ и ОГЭ
    Переходи на сайт и оставляй заявку, чтобы получить бесплатные курсы и начать подготовку прямо сейчас!

  • Онлайн-университет рентабельного образования Skypro. Освойте новую профессию и улучшите качество жизни!
    Только практические навыки Сопровождение до диплома государственного образца Трудоустройство и помощь Центра Карьеры

  • маркетри (от франц. Marqueteries — «расчерчивать», «размечать») — инкрустация шпоном (тонким листом древесины ценных и редких пород разных цветов: розового, черного, красного);
  • интарсия — инкрустация деревом по дереву методом врезки фрагмента в основу;
  • облицовывание — нанесение всего набора инкрустации на поверхность предмета;
  • насечка — украшение металлом предметов из металла, рога, кости: применяется в инкрустации оружия и боевых доспехов;
  • дамаскин — самая древняя технология украшения медной или стальной основы предмета золотом или серебром (термин происходит от названия города Дамаск). Первые образцы подобной техники возрастом 2,5 тысячи лет найдены в Китае;
  • флорентийская мозаика применяется для украшения мебели и предметов быта, в которой используются тонкие пластинки поделочных камней — малахита, лазурита, яшмы.
  • инкрустация по камню — используется для украшения памятников, надгробных камней, тумбочек и шкатулок из камня;
  • инкрустация бисером применялась в украшении Московского Кремля в XVI веке; в настоящее время широко используется в оформлении ювелирных пасхальных яиц и обрамлении икон;
  • инкрустация стразами Сваровски — современная техника украшений картин, сувениров, сумочек, очков и даже ногтей;
  • инкрустация по пенопласту появилась в 80-х годах ХХ века, обладает особой прелестью и легка в исполнении.

Все виды инкрустации украшают предметы вокруг нас и нашу жизнь, делая её красивее, ярче и интереснее.

Интересно! Шпон в маркетри получается путем вращения древесного ствола вокруг своей оси наподобие заточки карандаша точилкой. Только в качестве точилки здесь выступает лущильный станок, который острым лезвием по касательной срезает  тонкий слой древесины.

Инкрустация начинается с создания орнамента. После этого вырезаются фигурные пазы и канавки в основе изделия под элементы узора. Затем наносятся и закрепляются металлические детали. Самая ответственная работа — вытачивание заготовок из драгоценных и полудрагоценных камней на алмазном диске или другие виды вырезания элементов. Подгонка элементов к основе должна быть идеальной, не должно быть никаких зазоров. Элементы иногда бывают такими миниатюрными и замысловатыми, что кажется, легче блоху подковать. На конечном этапе шлифовки и покрытия лаком мастер добивается эффекта однородности изделия.

Преимущества гуммированной ленты

Часто опытные мастера делятся секретами с новичками, рассказывая о маркетри, что это такое, какие основные инструменты и материалы используются, обязательно указывают на отдельные детали и возможные ошибки в работе. К примеру, нельзя использовать скотч, от него остаются следы клея, от которого трудно избавиться. Поэтому лучший вариант — это использование гуммированной ленты, специальной бумажной полосы, одна сторона которой обработана клеем. При смачивании водой вторая сторона также становится клейкой. При покупке не стоит выбирать слишком широкую ленту, она неудобна в работе с мелкими деталями. В этом случае ее можно разрезать вдоль на небольшие полоски.

Из газетных трубочек

Для создания такого предмета понадобится несколько десятков двойных газетных листов, тонкая спица, клей ПВА, пустая трехлитровая банка или другая подобная емкость круглого сечения, акриловые краски, лак в баллончике.

Как это делается:

  • газета разрезается на полоски, которые наматываются на спицу, начиная от угла, кончик закрепляется клеем;
  • трубки окрашиваются белым, серым, коричневым, любым другим колером;
  • для корзинки размером с тарелку понадобится около ста таких трубок, для более крупной – 200-400 штук;
  • трубочки складывают парами, формируя крестовину, одна длинная трубка крепится к центру, ей, сложенной вдвое, производится плетение;
  • сначала стойки оплетаются по две, позднее – каждая отдельно;
  • спустя еще несколько рядов, между основными подклеиваются дополнительные стоечки;
  • изделие надевается на банку и плетется по ней;
  • когда необходимая высота достигнута, стойки обрезаются, а трубки, которыми плетут, наращиваются другим колером (например, голубым;
  • добавляются еще две рабочие трубочки – подклеиваются изнутри;
  • теперь плетется так: крайняя левая трубка заводится не под ближайшую, а под четвертую от нее стоечку;
  • то же самое производится со следующей трубкой;
  • кончики всех трубок обрезаются и прячутся;
  • чтобы изделие стало жестким, его грунтуют клеем ПВА или покрывают лаком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ультрамодное вязание
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: