Как определить долевую нить на ткани при растяжении

Как определить направление долевой нити

Долевая или нить основы показывает направление работы ткацкого станка при производстве ткани

Портным, конструкторам и закройщикам важно знать что такое долевая нить и как ее определить, так как основа является показателем устойчивого и малорастяжимого направления материала. Используется как одна из ключевых характеристик при конструировании одежды и раскрое текстильного материала

Типы текстильных материалов

Прежде чем разбираться как определить долевую нить ткани или полотна, определимся с типами материалов. Их делят на три крупные категории:

  • Ткань – материал с организованной решетчатой структурой-переплетением. Производится на ткацких станках.
  • Трикотаж – вязаное полотно, имеющее различные переплетения. Эластичная структура трикотажного полотна представляет собой комбинацию петель, выстроенную в ряды и столбики.

Нетканые материалы – разнообразные технологичные материалы, как правило, из синтетических волокон и без направления структуры. К этой группе относятся флизелин и синтепон.

Структура ткани

Ткань, при детальном рассмотрении, представляет собой решетку, то есть перпендикулярное пересечение двух систем нитей.

Нить, идущая по направлению работы ткацкого станка, называется основой ткани. Так как она идет вдоль длины, то ее второе название – долевая нить. По краям полотна плотность выработки усиливается, образуя крепкий, не распускающийся край, который называется кромка.

Идущая перпендикулярно основе нить – это уток. Таким образом, пересечение долевой основы и поперечного утка составляют базовую структуру ткани.

Нахождение долевой нити

Исходя из принципа, что долевая – самая малорастяжимая нить ткани, попробуем определить направление на любом, имеющемся куске материала. Прежде всего убедимся, что перед нами не трикотаж и не нетканый материал.

Для этого попробуем увидеть структуру переплетения в виде решетки. Некоторые переплетения имеют диагональную структуру или двухслойную

Самое важное, что в ткани есть ориентация нитей под четким углом: 30, 45, 60 или 90 градусов

Трикотаж имеет петельчатую структуру, а нетканые материалы – не имеют ее вовсе.

Если в ткани сохранена кромка, – это первый помощник в определении долевой. Работа ткацкого станка всегда параллельна этому плотному краю.
Чтобы найти долевую нить на ткани, попробуем потянуть материал во всех направления: прямых и диагональных. Самое стабильное направление является направлением основы нитей. Способ растяжения ткани, чтобы обнаружить основное направление, бывает необходим перекрое уже имеющихся деталей.
В саржевых, атласных переплетениях рубчик проходит с ориентацией «снизу вверх» и «слева направо».
Иногда бывает необходимо найти расположение долевой нити в трикотаже или кружеве, которое по способу производства относится к трикотажной группе

Ориентация основы вязания трикотажного полотна определяется аналогичным образом: обратите внимание на рисунок переплетения, на кромочные петли, определите направление минимального растяжения.

  • Если материал имеет петельчатую фактуру, начес, ворс, то он расположен вдоль кромки и в долевом направлении.
  • При просмотре на свет основные нити более стабильные и ориентированы.
  • В смесовых тканях более ценные волокна располагают в утке, например шерсть и шелк в смеси с хлопком или синтетикой.

Раскрой ткани

Почему важно понимать текстильную терминологию, разбираться в типах материалов и уметь определять как проходит долевая нить? Именно основа, или долевая нить, является самым стабильным, нерастяжимым направлением ткани. При раскрое деталей одежды два фактора являются базовыми и определяющими: лицевая сторона материала и расположение основы с утком

Лекала или выкройки выкладывают на изнаночную сторону материала вдоль долевой линии. Обычно крой сверху вниз по длине деталей совпадает с направлением нити основы.

Если не учитывать правильное расположение, детали кроя будут деформироваться и растягиваться. Это связано с тем, что ткань усаживается в процессе увлажнения и носки больше по длине чем по ширине.

Усадка, в свою очередь, зависит от натяжения нитей в ткацком станке.

На этой особенности деформации основан, например, принцип кроя по косой. При раскрое деталей под углом 45 градусов получаются красивые ниспадающие воланы рукавов или фалды роскошных длинных юбок.

Для грамотной реализации идей дизайнера необходимо учитывать множество факторов: силуэт, конструктивные линии, тип материала и направление долевой нити при раскрое. Правильное расположение деталей и множество других технических тонкостей помогают воплотить задумку портного в создании правильного изделия.

Долевая нить

При раскрое швейного изделия необходимо соблюдать направление долевой нити, т.е. совмещать направление, указанное на детали выкройки с направлением долевой нити материала

Это одинаково важно, как при пошиве изделий из тканых материалов, так и из трикотажных полотен

Долевые нити (нити основы) — это нити, натянутые вдоль на ткацком стане при производстве ткани, расположенные вдоль длины куска материала. Долевая нить параллельна кромке.

Нити утка — нити, которые образуют переплетение с долевыми нитями, поперек им и длине куска материала.

На рисунке схематично показано переплетение нитей в тканом материале. Синим цветом изображены долевые нити, которые идут вдоль всего полотна. Красные — уточные нити, которые образуют переплетение с основными нитями.

Для трикотажных полотен — долевая нить определяется направлением вязки полотна, т.е. с направлением петелек.

Если Вы умеете вязать, то хорошо представляете, как образуется трикотажное полотно. Если никогда не вязали, то можно представить, глядя на рисунок. В трикотаже нет долевой и уточной нити. Очень часто трикотаж получают всего из одной нити, также трикотажное полотно может образовываться множеством нитей, когда каждый петельный столбик образуется из отдельной нити. Но при раскрое все же необходимо на что-то ориентироваться, поэтому направление петельного столбика, специально выделенного другим, зеленым цветом на рисунке, сопоставляют с направлением долевой нити в тканых материалах. Соответственно, направление петельных рядов, будет соответствовать направлению уточной нити в тканых материалах.

Трикотаж обычно вяжется по кругу, получается «рукав». В продаже трикотаж может быть как цельным круглым рукавом, так и уже разрезанным и нанесенным клеем для фиксации по краям

При определении долевой в трикотаже, обратите внимание на то, что оно может быть разрезано не очень ровно, если четко видны петельки трикотажа, то лучше выравнивать вдоль петельных столбиков, а не вдоль края полотна. Так же можно попробовать растянуть полотно в длину — если оно перекоситься, значит разрезано не ровно. Если не соблюдать направление долевой при раскрое трикотажа, то изделие после стирки перекоситься, перекрутиться

Если не соблюдать направление долевой при раскрое трикотажа, то изделие после стирки перекоситься, перекрутиться.

Возможно, кто-то подумает, ведь биэластичный трикотаж тянется в обоих направлениях, а тканый материал совсем не растягивается, значит можно раскроить и в поперечном направлении. Но это утверждение не верно.

Во-первых, многие тканые материалы слегка растягиваются, причем по утку они растягиваются сильнее, нежели по долевой. Такое свойство получают специальными видами переплетения нитей и ослаблением натяжения уточной нити. Также, состав долевой и уточной нити могут быть разными по составу, Поэтому надо помнить, что производитель материала позаботился о Вас, и с целью получения более удобного в динамике (движении), хорошо облегающего фигуру изделия разработал ткань с разными свойствами долевого и уточного направлений нитей.

Во-вторых, по долевой нити усадка гораздо больше, чем по утку, поэтому изделие, раскроенное по долевой, слегка укоротиться в длину после стирки, раскроенное неправильно, по уточной нити, в итоге может стать мало по ширине.

В-третьих, для трикотажных полотен, у которых как правило растяжимость по ширине гораздо больше, может вытянуться в длину, причем очень значительно.

Есть, конечно и материалы, которые совсем не растягиваются, например, плащевые материалы с нанесенным на них водоотталкивающим покрытием, но даже для таких материалов важно соблюдение долевой нити. Также не надо завывать о направленных тканях — с направленным рисунком в одну сторону (чтобы картинки не получились вверх ногами), о ворсовых тканях (ворс должен всегда смотреть вниз) и многих других, которые могут изменить цвет при раскрое в разном направлении. Также не надо завывать о направленных тканях — с направленным рисунком в одну сторону (чтобы картинки не получились вверх ногами), о ворсовых тканях (ворс должен всегда смотреть вниз) и многих других, которые могут изменить цвет при раскрое в разном направлении

Также не надо завывать о направленных тканях — с направленным рисунком в одну сторону (чтобы картинки не получились вверх ногами), о ворсовых тканях (ворс должен всегда смотреть вниз) и многих других, которые могут изменить цвет при раскрое в разном направлении.

Сначала внимательно рассмотрите свой материал, изучите его, а уже затем — приступайте к раскрою.

Как шить трикотаж: влияние вида ткани на выбор строчки

Прежде всего, следует рассказать о видах трикотажа, который может производиться как из натурального сырья, так и из синтетических или смешанных нитей. Ведь именно ваша ткань задает саму строчку.


Нить не должна перетягивать сами швы и ткань

  1. Натуральный трикотаж, произведенный из хлопка – наиболее комфортный и экологичный. С ним значительно проще работать, он дольше носится. Одежда из натурального хлопкового трикотажа не электризуется и хорошо пропускает воздух. Ее недостаток в том, что она не достаточно хорошо держит форму, мнется при носке и со временем на ней образуются «катышки». Это самый неэластичный вид трикотажа!
  2. Натуральный трикотаж из шерсти, вискозы, льна или шелковых волокон обладает теми же свойствами, что и хлопковый. Но его шитье в домашних условиях на обычной швейной машинке более трудоемкое и требует определенных навыков. А все потому, что он хорошо тянется и может сыпаться на срезе.
  3. Трикотаж из смешанных волокон прочнее натурального, он не так сильно мнется, лучше держит форму и легче поддается пошиву и обработке. Имеет среднюю степень растяжения.


Ткань задает натяжение строчкиК наиболее популярным видам трикотажа, что часто используют для пошива вещей в домашних условиях, относятся такие, как:

  • джерси – наиболее востребованный вид трикотажа, сырьем для которого служат разнообразные, как натуральные, так и синтетические волокна. Благодаря их сочетанию и определенной технологии производства, джерси может обладать разнообразной структурой, различной плотностью и использоваться для пошива всевозможных изделий: верхней и спортивной одежды, женских и детских вещей, нижнего белья. Для этого вида ткани характерна несминаемость и хорошее сохранение формы, она мало растягивается в длину, а в изделии выглядит очень изящно;
  • свитшот– хлопковый, износостойкий вид трикотажа различной плотности, с ворсистой изнаночной основой и средней степенью растяжения. Используется преимущественно для пошива спортивных костюмов и толстовок;
  • резинка (лапша)– классический, эластичный трикотаж различной плотности. Он хорошо тянется, но благодаря особой структуре чередующихся лицевых и изнаночных петель, из-за которых и получил свое название, прекрасно держит форму, но хорошо растягивается в ширину. Производится из разнообразных натуральных и синтетических тканей, используется для пошива изделий с облегающим силуэтом: платьев, кофточек, «водолазок»;
  • интерлок– трикотажная двусторонняя легкая ткань, не имеющая лица и изнанки. Производится из хлопка, используется для пошива спортивных костюмов, футболок, пижам. Имеет среднее растяжение, но оно может варьироваться в разных степенях в зависимости от подвида;
  • стрейчевый трикотаж или просто стрейч – это высокотехнологичное строение спандекса. Именно он сделал материал хорошо растягивающим во всех направлениях. Может содержать волокна полиэстера и нейлона, а также хлопка. Самый тяжелый вид для работы на простой машинке.


Чем больше растяжение волокон, тем сложнее с тканью работать

Как делать припуски при раскрое изделия?

Все выкройки делают без специальных припусков на швы, в процессе работы их обрисовывают по контурам деталей при расположении прямо на ткани. Ширина по боковым сторонам изделий — 1,5 см, 4 см по нижнему краю и рукавам, если не предусмотрено другое.

При раскрое модели из трикотажной ткани припуски уменьшают до 0,5-1 см. Ведь в этом случае они стачиваются с помощью оверлока.

Когда кроят детали со сгибом, то раскладывать их стоит не только по нити основы, но и по сгибу ткани, точно в край. В такой ситуации припуски делать не рекомендуется. После окончательной раскладке на материале все детали прикалываются иголками и обводят портновским мелком. Помечают припуски на швы и контрольные линии.

Точное определение расположения долевой нити необходимо, чтобы в результате получилась качественно сшитая одежда. Помимо этого, нужно учитывать силуэт, тип ткани. Необходимое расположение деталей и большое количество других технических тонкостей позволяет воплотить задумку дизайнера в получении особенного изделия.

LiveInternetLiveInternet

  1. Долевая нить всегда идет вдоль кромки ткани.
  2. Если на вашем отрезе нет кромки, определить долевую нить можно, если потянуть ткань: нити основы при ткачестве натянуты туго, а нити уточные идут свободнее, поэтому долевая нить менее растяжима. По этой же причине именно по долевой нити ткань дает больше усадки, чем по утку.
  3. Различная степень натяжения нитей ткани позволяет провести еще один тест на определение направления долевой нити. Возьмите ткань у края двумя руками на расстоянии 7-10 сантиметров. Несколько раз резко распрямите ткань в данном месте, при этом вы должны услышать хлопок. Основа ткани из-за сильного натяжения издает при этом звонкий хлопок, а уток — более глухой.
  4. Если на ткань посмотреть на свет, то вы увидите, что одни нити расположены более равномерно, другие (перпендикулярно первым) — более неровно. Долевая нить проходит в направлении более равномерных нитей.
  5. Если ткань имеет начес, то он обычно располагается вдоль долевой нити.
  6. Если в суконной ткани в одном направлении идут хлопчатобумажные нити, в другом – шерстяные, то шерстяные нити всегда уточные.
  7. Трикотажная ткань тянется в разные стороны, но по-разному. Вдоль основы трикотаж вытягивается в трубу, а поперек основы — гармошкой.
  8. При несоблюдении направления долевой нити готовое изделие может сильно вытянуться, быстро потерять форму или некорректно сидеть на фигуре.

https://www.kakprosto.ru/kak-18939-kak-opredelit-dolevuyu-nitОпределение лицевой стороны ткани. Для определения лицевой стороны ткани прежде всего необходимо выяснить, каков тип переплетения нитей у данной ткани. Ведь ткань состоит из двух систем нитей, переплетенных под прямым углом: продольных нитей — основы и поперечных — утка.

Основными переплетениями являются полотняное, диагональное или саржевое, сатиновое или атласное. Полотняное переплетение самое распространенное. В этом случае одна нить утка перекрывает одну нить основы. Это переплетение имеет одинаковую поверхность с обеих сторон. С таким переплетением вырабатываются ситцы, бязи, большинство бельевых тканей, платьевые ткани из натурального и искусственного шелка, шерсти. Лицевой стороной гладкокрашеных тканей с полотняным переплетением считается та, которая выглядит чище, лучше отделана, имеет меньше пушка. В набивных тканях на лицевую сторону нанесен рисунок.

Диагональное, или саржевое переплетение, образует на тканях полосы (рубчик). При этом переплетении одна нить утка перекрывает две-три нити основы или наоборот. С таким переплетением вырабатываются кашемир, бостон, шевиот, подкладочная саржа и т.д. Ткани саржевого переплетения при раскрое в противоположном направлении иногда дают разнооттеночность. Лицевой стороной в этих тканях будет та, где рубчик идет снизу слева вверх направо.

При сатиновом, или атласном переплетении, ткань имеет гладкую, блестящую поверхность. В таком переплетении у сатина одна нить утка перекрывает от 4 до 8 нитей основы, у атласа наоборот — одна нить основы перекрывает от 4 до 8 нитей утка. Лицевая сторона тканей блестящая, а изнаночная — матовая.

Кроме вышеназванных видов переплетений существуют и другие, производные от них, а также комбинированные.

Определение долевой и поперечной нитей.

Свойства долевых и поперечных нитей различны. Долевые нити дают большую усадку, чем поперечные. Вызвано это тем, что нити основы при ткачестве натянуты туго, а нити уточные идут свободнее. Поэтому, попадая под действие влаги и пара, нити основы приобретают свое первоначальное положение, то есть огибают нити утка, и ткань по длине сокращается (садится). Усадка ткани бывает преднамеренная, оказывающая положительное действие, — это так называемое декатирование. При случайном воздействии на недекатированную ткань изделие из нее тоже дает усадку, но это — отрицательное явление.

Некоторые приемы определения долевой и поперечной нити: долевая нить идет вдоль кромки; при пробе на растяжение долевая нить почти не тянется, а поперечная более растяжима; на ткани с начесом начес в большинстве случаев располагается по долевой нити; при пробе на просвет видно, что долевые нити лежат более равномерно.

https://nantoo.ru/advices/opredelenie-licevoy-storony-tkani-i-dolevoy-niti.html

Правильная обмеловка

Чтобы сделать обмеловку выкройки, вам понадобится заточенное мыло или же мел. Линии проводятся двойные: первыми обозначают основные контуры выкройки, вторыми – припуски, по которым будем разрезать ткань.

Далее переносим все имеющиеся на выкройке надсечки и помечаем основные точки вытачек. После того как сняли выкройку с ткани, прорисуйте стороны вытачек.

Что касается припусков на швы, то они для каждого участка будут различными. Если в первый раз шьете по этой выкройке, лучше сделать припуски на швы около двух сантиметров для следующих срезов:

  • линии плеч;
  • боковые линии;
  • линии талии;
  • проймы;
  • рельефные линии.

Также оставьте припуск побольше для низа изделия на его подгибку.

Как определить долевую нить по кромке

Намного легче установить основу на материале, когда он свернут в рулон, потому что основа всегда располагается параллельно кромки. Труднее установить основу на тканевом отрезе.

Существует несколько методов определения продольной линии:

  • Допустимо потянуть полотно по диагонали либо в разные стороны, при этом волокна основы практически не будут тянуться, в отличие от утка.
  • Необходимо направить тканевый отрез на освещение. Главные нити всегда будут ровными и делать четкую структуру.
  • При переплетении хлопковых волокон с шерстяными первые выступают долевыми. При применении хлопковой и шелковой материи последняя будет создавать продольную нить.

Если ширина тканевого отреза более короткая, в отличие от длины, либо наоборот, можно воспользоваться кромкой. Благодаря ей можно верно отыскать ориентир основы. Особенно данный способ подходит для начинающих швей.

Тканевая кромка всегда размешается вдоль продольной линии. Несмотря на то что она характеризуется различными параметрами, может быть собранной, с дырками либо без, она имеет одно предназначение, которое не меняется.

Долевая нить как определить по кромке

В редких случаях приходится отрезать тканевую кромку без предварительных пометок. Для определения долевой нити необходимо посмотреть на изображение: продольная линия будет всегда наводиться по долевой. Однако такой способ не всегда помогает, поскольку узоры могут быть нанесены на материю различными методами.

В данном случае можно воспользоваться следующими советами:

  • Ворсовые материи. Основа зачастую размещается относительно ориентира ворсинок.
  • Установить по звуку. Для этого материал нужно сильно растянуть и резко дернуть. Основа определяется по четкому и резкому звуку, а уточная по глухому и не слишком заметному.
  • Рубчик с переплетом. Саржевые, атласные и сатиновые материалы обладают рубчиком, проходящим всегда по продольным линиям. При проведении по ним ладонью в области долевой нити ощущается достаточно гладкая поверхность.

Вышеперечисленные способы дают возможность создать практичное, качественное и красивое изделие. Для достижения отличного результата нежелательно пренебрегать советами и рекомендациями более опытных мастеров.

Основные характеристики материала:

  • Тип плетения – чулочный, который хорошо держит форму;
  • Материал растягивается, но быстро возвращает исходный вид;
  • Состав, преимущественно, натуральный – используется хлопок, иногда с включениями синтетики для улучшения свойств полотна – не более 10%;
  • Петли прямые, полотно относят к группе поперечно-вязаных тканей;
  • Особенности структуры позволяют распускать полотно – горизонтально и вертикально;
  • Кулирка тянется только поперек;
  • Трикотаж создают не только на машинах, это возможно и вручную, но машина дает лучший результат за короткое время.

Петли в данном виде плетения поперечные, их получают путем изгибания основной, одной нити. Важная особенность ткани – плетение можно выполнить как в формате единого целого, так и небольшими, отдельными деталями. Процесс плетения на машине предполагает использование одноконтурных устройств или машин с язычковыми иглами. В последних иглы двигаются вверх и вниз, пластины расположены к центральной части и обратно. Равномерная, слаженная работа позволяет получить равномерное, однородное плетение за короткое время. Кулирка – материя универсальная, подходит для создания одежды для детей, пошива платьев, маек, футболок, белья. Сравнение с материалом интерлок – в пользу кулирки, поскольку последняя лучше впитывает воду, не создает дискомфорт в жару, легкая, простая в уходе.

Как определить долевую нить в трикотажном полотне

Трикотажная материя имеет несколько разновидностей по ткани:

  • интерлок: применяют при изготовлении комнатных и спортивных вещей;
  • кулирная гладь: выступает легкой материей, предназначенной для платьев и рубашек;
  • рибана: выступает гипоаллергенным полотном, изготовленным из хлопка с незначительным присутствием синтетической примеси;
  • футер: является очень мягким материалом с начесом изнутри, который задействуют для пошива комнатной, спортивной и детской одежды.

В вышеперечисленных тканях нет поперечных и продольных линий, используемых в ткацком плетении. Вместо них задействуют петельные ряды со столбиками.

При хранении трикотажа в рулоне основу очень легко установить, потому что она всегда располагается параллельно кромке. Если имеется только тканевый отрез, на нем сложно определить долевую линию. При этом не поможет натяжение материала. Например, бифлекс очень хорошо растягивается, при этом он не теряет свою форму.


Трикотажные ткани представлены несколькими видами и дстаточно популярны

Однако некоторые разновидности трикотажа в свободном положении будут скручиваться в рулон вдоль основы. Можно установить ориентир продольной линии по отдельным петельным столбикам, которые всегда на нее указывают.

Раскрой ткани

Важно понимать текстильную терминологию, разбираться в типах материалов и уметь определять, как проходит долевая нить. Именно основа, или долевая нить, является самым стабильным, нерастяжимым направлением ткани

При раскрое деталей одежды два фактора являются базовыми и определяющими: лицевая сторона материала и расположение основы с утком.

Лекала, или выкройки, выкладывают на изнаночную сторону материала вдоль долевой линии. Обычно крой сверху вниз по длине деталей совпадает с направлением нити основы. Если не учитывать правильное расположение, детали кроя будут деформироваться и растягиваться. Это связано с тем, что ткань усаживается в процессе увлажнения и носки больше по длине, чем по ширине. Усадка, в свою очередь, зависит от натяжения нитей в ткацком станке.

Раскрой ткани

На этой особенности деформации основан, например, принцип кроя по косой. При раскрое деталей под углом 45 градусов получаются красивые ниспадающие воланы рукавов или фалды роскошных длинных юбок.

Многообразие моделей одежды

Ткань, выкроенная по косой, вытягивается под естественной силой тяжести более, чем основа и уток. Требует последующей корректировки длины готового изделия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ультрамодное вязание
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: